Итоги открытого публичного конкурса по распределению бюджетных мест или контрольных цифр приема на будущий учебный год обнародовало Министерство образования и науки РФ. По итогам конкурсной процедуры вузам Челябинской области выделили 10 874 бюджетных места на программы бакалавриата, магистратуры, специалитета, ординатуры, аспирантуры. В тройку лидеров по числу мест вошли два крупных челябинских вуза и МГТУ имени Г. И. Носова.
В пресс-службе минобра пояснили, что Южно-Уральский государственный университет получил 3 216 бюджетных мест, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет – 1 271 бюджетное место, а Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова – 1 974 бюджетных места.
– В Челябинской области действуют 28 вузов федерального и регионального значения, в которых получают профессию более ста тысяч студентов. Примерно десятая часть из них учится за счет федерального бюджета: в этом году 10 482 абитуриента смогут учиться в Челябинской области бесплатно. К тому же есть возможность получить специальность по целевому направлению. К примеру, в Южно-Уральском государственном медицинском университете 75 % бюджетных мест на факультетах лечебного дела и педиатрии – целевые, а среди ординаторов целевиков и вовсе 99 %. Медиков, педагогов у нас буквально разбирают по образовательным организациям еще до окончания вуза. Похожая ситуация с инженерными кадрами: у многих вузов заключены соглашения с предприятиями региона, и, пока студенты проходят производственную практику, работают в совместных исследовательских проектах, к ним уже присматриваются работодатели. В итоге у нас доля трудоустройства выпускников – почти 80 %, – рассказал губернатор Челябинской области Алексей Текслер.
Глава региона добавил, что ежегодно увеличивается количество бюджетных мест на IT-направления и информационную безопасность – здесь желание молодых людей учиться и работать в IT-сфере напрямую совпадает с потребностями региональной экономики, где сейчас активно развиваются цифровые технологии.
– В 2021 году мы начали в области работу по созданию Межуниверситетского кампуса мирового уровня на базе двух крупнейших челябинских вузов – Южно-Уральского государственного университета и Челябинского государственного университета. Это будет принципиально новая научно-образовательная среда с упором на инновации, с комфортными условиями для жизни, учебы, работы, отдыха. Уверен, что реализация проекта вкупе с теми возможностями, которые открываются для студентов в Челябинской области, привлечет к нам еще больше активной и талантливой молодежи, – сказал губернатор.
Бюджетные места были распределены между 21 вузом и филиалами университетов, которые дают программы высшего образования на территории Челябинской области. Как и последние годы, упор в распределении бесплатных для получения мест был отдан на медицину – 802 студента получат профессию врача, образование и педагогические кадры – 1 787 мест и инженеры – 644 места.
Увеличение числа бюджетных мест – планомерная политика Минобра РФ: так, последние три года около 70 процентов бюджетных мест распределяют областным вузам и НИИ, на будущий учебный год регионы получили 73 процента от всех бесплатных мест.
В МГТУ имени Г. И. Носова отмечают увеличение бюджетных мест каждый год. На учебный 2022/23 год там получили на 54 места больше.
– Еще в прошлом году мы получили больше бюджетных мест на очную форму обучения по программам бакалавриата/специалитета, магистратуры и аспирантуры на 54 места. 30 мест для аспирантов, 1 544 места заочного и очного бакалавриата/специалитета, 262 студента смогли пройти обучение на магистратуре. Всего на 2022/23 год обучения мы смогли предоставить 1 836 бесплатных мест, – отмечает ответственный секретарь приемной комиссии МГТУ имени Г. И. Носова Зоя Акманова.
Ответственный секретарь приводит примеры форм обучения, на которые было выделено больше всего бюджетных мест. Здесь в число лидеров вошли педагоги – 216 мест, горные инженеры – 145 мест, строители – 100 мест. С учетом новых контрольных цифр на 2023/24 год высшее образование в МГТУ бесплатно смогут получить на 138 человек больше, чем годом ранее, – 1 974 студента.
Что касается развития образовательной деятельности МГТУ, то вектор движения в последний год направлен на создание пилотных программ высшего образования, которые включили в себя по одной группе от каждого института. То есть, по сути, они охватывают весь спектр образовательных программ. Главная идея создания подобных проектов – это подготовка выпускника, который обладает инженерным мышлением независимо от того, технарь он или гуманитарий.
– Инженерное мышление подразумевает под собой умение видеть структуру во всем, анализировать и делать выводы, выявлять техническое противоречие, быстро и точно решать поставленные задачи. При этом необходимо, чтобы у такого инженера сформировались мировоззрение, критическое и системное мышление, позволяющие ему легко ориентироваться в нашем быстро меняющемся мире. И, самое главное, чтобы он смог самореализоваться в нем. Особенность пилотных программ заключается в наличии индивидуальных образовательных траекторий, в возможности для студента подобрать ряд дисциплин, позволяющих ему сформировать и получить на выходе дополнительную квалификацию. Либо подобрать для себя набор гибких навыков (soft skills), которые позволят ему дополнить свои основные знания теми компетенциями, которые, как он считает, пригодятся ему в жизни, – говорит проректор по образовательной деятельности МГТУ имени Г. И. Носова Дмитрий Терентьев.
Пилотные программы состоят из ряда основных блоков. Первый назван – «Ядро идентичности». Он включает в себя дисциплины, общие для всех пилотных групп. Основная цель этого блока – формирование мышления, получение универсальных знаний и навыков, которые нужны каждому современному человеку. Второй блок – профессиональный. Его содержание определяет руководитель образовательной программы, у каждой группы свой руководитель. Третий блок – вариативный. Он позволит по индивидуальным образовательным траекториям выбрать ребятам либо дополнительную квалификацию, либо обрести эти гибкие навыки. Четвертый блок – проектная деятельность. В рамках этого блока студенты на протяжении всего периода обучения совместно с руководителями выполняют проект, направленный на создание готового продукта, технологии или даже стартапа.
– Следующее направление, которое мы сейчас активно развиваем, – это создание так называемой Высшей инженерной школы Homo Technicus. Это проект, направленный на обучение студентов не только по индивидуальным образовательным траекториям, но и с индивидуальными проектами. Обучение будет проводиться по тем же блокам, что и в пилотных группах, но в большей степени упор будет сделан на проектную деятельность с реальными научно-производственными задачами от наших партнеров – «РнД МГТУ», лаборатории МГТУ им. Г. И. Носова «Механика градиентных наноматериалов имени А. П. Жиляева», НПО «БелМаг», НПО «Андроидная техника», ООО «Урал Энерго Ресурс», – перечисляет участников проекта Дмитрий Терентьев.
Необходимо отметить, что выпускники МГТУ имени Г. И. Носова традиционно востребованы как специалисты на градообразующем предприятии, в металлургической, обрабатывающей отраслях. Определенные показатели демонстрируют выпускники гуманитарных направлений – ежегодно молодые учителя и воспитатели пополняют коллективы школ, детских садов.